"Cruising now is dead!" - эта фраза выдернула меня из своих мыслей среди какофонии многоязычного гомона библиотеки. Дедуля в сединах, типичный представитель тех самых круизеров жаловался другу: "Ты знаешь, в марине сейчас продается очень много складных велосипедов - их обладателям 75/80 лет и они уже больше им не нужны! Круизинг теперь мертв! Раньше люди выходили на пенсию в 55 и отправлялись жить и путешествовать на яхте по миру. А теперь?! Кому это интересно в 65/70 лет!". Тенденция повышения пенсионного возраста трудящихся совсем не радует. Радует, что появляются русскоязычные круизеры, в классическом смысле этого понятия и доминирующей мировой практике этого явления. Семейные пары, после выхода на пенсию, приобретающие парусную яхту и отправляющиеся жить и путешествовать по морям и океанам, в благоприятном климате, знакомиться с миром, в которым прожили более полувека и бОльшую часть которого не видели.

Артем и Ирина, выйдя на пенсию, вместо того, чтобы любоваться из окна московской квартиры на крышу соседней многоэтажки, квартиру эту сдали, купили яхту в Америке, переехали и теперь живут на ней, осваивая парусную науку и быт, путешествуя по миру, наслаждаясь погодой и природой, морем за бортом и звездным небом над головой ночью, радуясь принимать на борту внуков на каникулы. Согласитесь, "каникулы у бабушки с дедушкой" для их внуков теперь звучит совсем по-другому!

 

- Артем, с чего все началось, какова история вашей семьи?
- Где-то я углядел стихотворение:
В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль – и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.

Что нас толкает в путь? Тех – ненависть к отчизне,
Тех – скука очага, ещё иных – в тени
Цирцеиных ресниц оставивших полжизни, –
Надежда отстоять оставшиеся дни.

В Цирцеиных садах дабы не стать скотами,
Плывут, плывут, плывут в оцепененьи чувств,
Пока ожоги льдов и солнц отвесных пламя
Не вытравят следов волшебницыных уст.

Но истые пловцы – те, что плывут без цели:
Плывущие – чтоб плыть! Глотатели широт,
Что каждую зарю справляют новоселье
И даже в смертный час ещё твердят: "Вперёд!"

Родом мы из самого начала 50-х. Москва. История семьи насчитывает лет 45 уже. Склонность к перемещениям, пожалуй, наследственная. А вместе мы «поехали» в начале 70-х, и в меру материальных возможностей советских студентов и, далее инженеров. То есть в нищете, что частично компенсировалось молодостью. Три мотоцикла сменили, Валдай, Крым, Азовское море, Одесса, Прибалтика, а потом «Жигуль», но пошли 80-е, хроническое инженерское безденежье, дети, шестисоточная «дача», прелести переворота 90-х… Просветление снизошло в начале третьего тысячелетия. В 2002 купился «Барсик». Кто в теме, тот знает. Соответственно, в любые погоды - любые дороги. Где Жигули не ездят. «Где асфальт, там неинтересно, а где интересно, там нет асфальта». Открылась Северная Карелия, Кольский, тундры, Рыбачий, Беломорские берега. Потом Уазы с пафосной кличкой «Патриот». Этот и по асфальту умел. Съездили в дальнобой. Трижды в любезную сердцу моему Монголию, в Персию, заскочили в бывшие СССР-ские среднеазиатские республики, Казахстан. Сделали петлю вокруг Черного, Мраморного, Эгейского и Средиземного морей. Смотались к старинным друзьям в Армению, покатались по Грузии. И, уж совсем дальнее. Это на Дальний Восток, в самую дальнюю пупочку, в погранзону, где речка в Японское море впадает. 24000 км на круг вышло.
И что? Чтобы добраться до всех этих прелестей, надо преодолеть тысячи километров корявых российских трасс, пробки, сонм (точнее – оравы) жадных глупых мусоров (есть мнение, что мусор суть несостоявшийся бандит)… Усилиями населения и властей ситуация прогрессирует…
А тут друзья-джиперы предложили сплавать по Енисею в Заполярье и попробовать добраться до плато Путораны. Купили хорошую моторку, окончили дурные курсы, получили «правишки» (и на воде мусора все схватили), протащили прицепом до Енисейска, спустились до Хантайки, дошли до Снежногорской ГЭС, но там и обломались – снега зимой мало было, низкая вода, шиверы… Пришлось вернуться. Бензина уж спалили… А заправок то по Енисею нету… Вот вам и яхта. 

- Как вы пришли к круизингу? Откуда узнали что это вообще возможно, в принципе - купить парусную яхту и жить на ней семьей, путешествуя.
- Я читал что-то в "Катерах и яхтах", м.б. даже и по моторке, и попалась мне ссылка на чудесную книжку пары из Италии, "Partire", я это перевел как "Исход". А я любопытный. И еще причина. После Енисея попробовали мы на моторке по Москва-реке на Оку. Шесть шлюзов, два или три понтонных моста, вода грязная, по берегам новые русские пышным цветом. И куда податься? Опять трейлером тащиться куда подале. А слип нужен. А тачку пристроить надо. А бензин таскать. Парусная яхта - совсем другое дело.

Мы рассудили просто. Мы – российские пенсы. Значит – нищие (правда, я работаю, и для удовольствия тоже). Но на эту работу приходится ездить. Из автомобиля меня выдавили московские пробки и те же мусора. Каждый опогоненный сопляк утром норовит обнюхать, сучий хвост. Грохот, жара и вонь метро. Соотечественники… Далее брезжит старость с видом (в моем случае) на крышу дома 68. У Ирины – на больницу номер 6. «Ночь, улица, фонарь, аптека». Перспективы удачно выразил один математик. На вопрос «что далее будет с Россией» он ответил: «Будет - ничего». А еще и климат, грязно, холодно, дорого, аж четыре сезона, одежек всяких на себя наматывать… Власти еще в заботах о гражданах порешили гараж мой снести. Запарковаться проблема. Так что ненависть к отчизне за длинную жизнь обоснованно сформировалась. Далее поработал с информацией. Получилась Good Karma в США. Не я ее так назвал. Оформил визу, слетал, купил, вернулся, закруглил дела по работе, доволокли 90 кг багажа до Форт-Лодердейла, и теперь мы на Карибском море, между Мексикой и Гватемалой изучаем практический яхтинг. Никому никакие права не нужны, с визами без проблем, Билл оф сейл, регистрация и чек-аут – и милости просим погостить в нашей теплой стране. Из одежды – всесезонные шорты (считай – трусы), дополняемые футболкой и тапочками при походе в маркет. Еда не дороже российской.

- Расскажите о вашей яхте.
- Лодка нам нравится. Это Pearson 365, спроектированный специально для круизинга по Карибам, построенный в 77 году. Как инженер, могу восхититься грамотной работой конструктора и исполнителя. Просто, крепко, эффективно. Настоящая американская работа. На двоих немолодых кеч 36 футов представляется оптимальным.
Навыки мореплавания приобретаем с каждым переходом. Уже поняли, что такое 6 Бф ночью вблизи подветренного берега и старые паруса. Шквалы при переходе из Флориды на Кубу и с Кубы в Мексику. Грот уже зашивали дважды. Мотор при подходе на Кубу не запустился. На якоре ночью в грозу тащило.
Отказывает электроника. Глючит проводка. Расклеивается динги. И прочее, и прочее. Это нормально, дело житейское, будем починять по мере поступления.

- Как отнеслись к вашему решению "переехать на лодку" дети-родственники-друзья?
- Да куда ж они денутся. Внучка с подружкой тут прилетали в Канкун, мы их встретили. Пожили с нами в лагуне Мухереса. Довольны премного.

- Как обеспечиваете жизнь-путешествие, если не секрет?
- Средства к существованию. Не секрет. Две, с позволения сказать, трудовые пенсии свинского размера, сданная квартира и я еще работаю. Удаленным способом. Старые друзья со студенческих лет в МИФИ и по ИХФ АН СССР подбрасывают конструкторские задачки по оборудованию для экспериментальных работ. А я это дело люблю, 3D-модельки, рабочая документация, и есть, над чем подумать… Физику не совсем еще забыл. И все это не выходя с лодки, благодатными утречками, а компьютер у меня тут неплохой, одно удовольствие.

- Был ли кто-то для вас воодушевляющим примером?
- Историю пионера-героя помните? А когда подумали, оказалось, что сопляк воодушевился от коммуняк и родных людей предал… Так что я – сторонник когнитивного подхода, информированности, просвещенности. Есть чудесные книги, написанные добрыми и знающими людьми, в которых они делятся своими познаниями и опытом. Далее остается только примерить это к себе.
Наконец. Для нас все это не образ жизни. Это жизнь, которую нам предстоит доживать. По возможности не доставляя проблем каждый себе, друг другу, родным и близким. И климатический фактор. Зачем нам эти грязно-холодные московские зимы и асфальтовая вонь летом? С видом на крышу дома 68...